
Принятию этих документов предшествовала длительная и острая
дискуссия. Она показала, что на сегодняшний день для многих руководителей
воскресных школ характерно весьма размытое понимание задач школы, а также путей
их реализации. Воскресными школами часто называют любые объединения детей, в
организации которых принимают участие структурные подразделения Русской
Православной Церкви. В результате такие воскресные школы, за редким
исключением, в своей деятельности не решают главной задачи, к которой они
призваны. А задача эта состоит в приобщении детей к жизни в лоне Православной
Церкви.
Об этой проблеме говорится, в частности, в докладе
Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании
духовенства города Москвы 28 декабря 2012 года: «Хотел бы обратить внимание на
самый важный аспект деятельности воскресных школ. Их главной целью является
приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни,
наставление в законе Господнем. Приходские школы … не должны превращаться лишь
в места проведения досуга, клубы по интересам, в церковный вариант «дворца
пионеров». Необходимо всегда помнить, что их основная задача – привести
человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию».
Избежать подмены воскресной школы «православным дворцом
пионеров» в большой степени может помочь внедрение «Стандарта
учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей)
Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».
В начале Пояснительной записки этого документа, который мы
будем называть в дальнейшем Стандарт, раскрывается главная задача, к решению
которой призваны воскресные школы. Это – «укоренение детей в вере и традиции,
возможное только при активном участии в приходской жизни, в церковных
богослужениях, а также при формировании потребности, желания прибегать к
спасительным источникам благодати, данным через Церковные Таинства». Именно
ради того, чтобы способствовать решению этой главной задачи, которая ставится
перед каждой воскресной школой, и создан рассматриваемый документ.
«Цель внедрения Стандарта учебно-воспитательной деятельности
– систематизировать учебно-воспитательную деятельность в воскресных школах при
приходах Русской Православной Церкви, повысить качество религиозного
образования и воспитания».
Под систематизацией Стандарт подразумевает построение
«единой системы религиозного образования на принципах Христоцентричности,
преемственности, целостности, верности традиции». И это крайне важно, имея в
виду одно из существенных свойств Церкви – единство.
Что касается повышения качества обучения в воскресных
школах, то следует понимать, что это предполагает не только, и не столько
правильную передачу детям знаний о Боге, мире и человеке, сколько формирование
в них глубокого христианского мировоззрения, твердых убеждений, развитого
нравственного чувства. Об этом подробно говорится в Задачах Стандарта.
Среди них хотелось бы отметить некоторые задачи,
обусловленные современным состоянием общества: формирование духовной и
нравственной ответственности; изучение, сохранение и развитие национальных
культурно-исторических традиций; формирование уважительного отношения к
представителям другой культуры, национальности, религии; формирование сознания
единства прав, обязанностей и нравственного достоинства человека, взаимосвязи
духовного, нравственного, гражданского и патриотического воспитания.
Очень важной представляется и такая задача, как «повышение
педагогической компетентности родителей, стремящихся воспитывать своих детей в
православной традиции, содействие сплочению родителей и педагогов в процессе
воспитания детей». Именно в единстве педагогических усилий родителей и учителей
формируется благоприятная среда для решения главной задачи воскресной школы.
Стандарт предполагает три типа воскресных школ:
а) воскресная учебно-воспитательная группа;
б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица
(являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской
Православной Церкви);
в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся
самостоятельным юридическим лицом.
Для воскресных учебно-воспитательных групп Стандарт ставит
менее высокие формальные требования. В частности, это касается
материально-технического обеспечения и информационного оснащения программы
учебно-воспитательной деятельности.
Особенностью Центра духовно-нравственного воспитания
является обязательное прохождение ими процесса государственного лицензирования
в качестве образовательного учреждения дополнительного образования. Это предполагает,
что в таких школах проводятся занятия не только религиозной и
духовно-нравственной направленности, но и дополнительные занятия, направленные
на воспитание активной и многогранной личности христианина. Это могут быть
художественно-эстетические, исторические, культурологические,
научно-технические, физкультурно-спортивные, туристско-краеведческие занятия.
Что касается требований к результатам учебно-воспитательной
деятельности, и к структуре и содержанию программы учебно-воспитательной
деятельности, то для всех трех типов школ они одинаковы.
«Стандарт устанавливает требования к результатам
учебно-воспитательной деятельности: а) личностным, включающим готовность и
способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными
принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению,
ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие
стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить
жизненные планы; б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе
изучения вероучительных предметов духовный опыт».
Безусловно, требования к результатам учебно-воспитательной
деятельности, вполне реалистичны. Стандарт в конечном итоге видит воспитанника воскресной школы
личностью, осознающей себя чадом Русской Православной Церкви, способной
руководствоваться в своей жизни христианскими нравственными принципами, имеющей
стойкую мотивацию к учению и познанию. А главным личностным результатом
является осознание себя православным христианином, устремленным к высшему
идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе нашем
Иисусе Христе. Уместно вспомнить Самого Спасителя: «Будьте совершенны, как
совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5, 48).
Учебно-воспитательная деятельность включает в себя три ступени:
дошкольная (возраст 5-6 лет); младшая школьная или начальная (возраст от 7 до
11 лет); старшая школьная или основная (возраст от 12 до 16 лет).
Ориентировочный срок обучения в воскресной школе (не считая дошкольной ступени)
составляет 8 лет. Конкретный порядок организации образовательного процесса
устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной
школы, при согласовании с Настоятелем.
Стандарт устанавливает цели и предметные результаты
учебно-воспитательной деятельности на всех трех ступенях.
На дошкольной ступени обучения детям даются первичные
понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о событиях Священной Библейской
истории. В это время закладываются основы православного мировосприятия и
побуждаются религиозные чувства. Занятия проходят в форме уроков-бесед и
творческих мастерских и не носят системного характера.
Учебно-воспитательными предметами начальной ступени
являются: «Священная Библейская история»; «Храм Божий и богослужение»; «История
христианской Церкви»; «Основы христианской нравственности»; «Церковнославянский
язык», «Основы хорового и церковного пения». На начальной ступени закладываются
основы православного мировоззрения, формируются навыки участия в Церковных
Таинствах, воспитываются нравственные чувства.
Обратим внимание на важность изучения церковнославянского
языка, поскольку оно направлено на развитие способности самостоятельно и
регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило, осмысленно
участвовать в богослужении. Что касается предмета «Основы хорового и церковного
пения», то представляется целесообразным проводить его дифференцированно с
учащимися разной степени подготовки.
Учебно-воспитательными предметами основной ступени являются:
«Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»; «Основы
православного вероучения»; «История христианской Церкви», «Христианская этика».
Выбор этих предметов для основной ступени не случаен. Именно через их
преподавание реализуется главная цель воскресной школы: приобщение
воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви, формирование
умений и навыков, необходимых для православно-христианского образа жизни. На
этой ступени продолжается формирование православного мировоззрения и основанной
на нем системы ценностей, дающей возможность нахождения смысла своей жизни и
определения себя в мире как христианина.
Стандарт допускает организацию учебно-воспитательного
процесса в воскресной школе с использованием авторских, творческих методик и
подходов.
Что касается организации общей проверки результатов
учебно-воспитательной деятельности, то воскресным школам предоставлена
возможность самостоятельно выбирать для себя формы контроля, преимущественно
творческие. Одной из таких форм может стать участие в межприходских и
епархиальных конкурсах и олимпиадах. В этой связи уместно вспомнить
«Общероссийскую олимпиаду по ОПК» и Епархиальный конкурс «Уроки добра».
Наряду с учебным процессом Стандартом предполагается наличие
в воскресной школе и других форм деятельности, развивающих и объединяющих
детей. «Дополнительная часть содержания учебно-воспитательной деятельности в
воскресной школе помимо кружковой
деятельности может осуществляться в таких формах, как летние лагеря,
организация и участие в православных праздниках, паломнические поездки,
поисковые экспедиции, участие в миссионерской и социальной приходской
деятельности, общественно полезные практики (посильная помощь в восстановлении
монастырей, храмов, церковных святынь), участие в православных молодежных
движениях».
Особо следует остановиться на подборе кадров для воскресных
школ. Согласно Стандарту, основными требованиями для педагогов являются: личная
воцерковлённость и квалификация. Добавим: желательно, чтобы ведущие педагоги
воскресной школы были активными членами приходской общины. Что касается
квалификационных требований, то они диктуются необходимостью соответствия
качества религиозного образования и воспитания требованиям нынешнего времени.
Это может быть среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее
гуманитарное образование с правом преподавания; начальное профессиональное,
среднее профессиональное и высшее образование с прохождением
катехизаторских/богословских курсов, организованных при духовных учебных
заведениях Русской Православной Церкви.
Соответствующие требования санитарно-гигиенических, прочих
норм и правил касаются исключительно Центра духовно-нравственного образования.
Для учебно-воспитательной группы и воскресной школы без юридического лица эти
требования необязательны, но остаются на усмотрение Настоятеля прихода. Тут
нужно пояснить, что для последних, в общем, является проблемой наличие
помещения с отдельными классами.
Таким образом, анализ содержания «Стандарта
учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей)
Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» позволяет
сделать вывод о том, что внедрение данного документа позволит вывести
деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на более высокий
качественный уровень.
Стандарт ставит высокие цели и одновременно предлагает пути
их достижения, не забывая при этом, что главной целью воскресной школы является
приобщение детей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни.
Иерей Алексий Алексеев, заведующий Сектором православного
образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной
Церкви
Иерей Андрей Мекрюков, помощник благочинного по
религиозно-образовательной деятельности Сосновоборского благочиннического
округа, директор воскресной школы собора иконы Божией Матери «Неопалимая
Купина» города Сосновый Бор